?>
a1 b1 c1 d1 e1

Пророк Илия

День памяти святого пророка Илии празднуется в Православной Церкви 2 августа по новому стилю.
Святой Илия является одним из самых известных и почитаемых пророков ветхозаветного времени. Его имя на древнееврейском означает «Бог мой Господь». Таким образом, в именовании пророка отразилась его проповедь о поклонении Единому Богу, которая являлась основной в его пророческом служении. О жизни пророка Илии мы знаем из ветхозаветных книг Царств. Известно, что он жил и проповедовал в IX веке до Рождества Христова, во время правления нечестивого царя Ахава, который ввел в своей стране культ языческого божества Ваала.

Пророк Илия родился в Фесфии Галаадской, на восточном берегу реки Иордан. Еще в юных годах он посвятил свою жизнь Богу и много времени проводил в пустыне, предаваясь молитве и строгому посту. Однако распространившийся в стране культ языческих божеств и отход израильского народа от истинной веры и поклонения Единому Богу побудили Илию покинуть уединенные места и обратиться к царю Ахаву с обличительными речами. Но правитель не раскаялся, и тогда по молитвам пророка в стране наступила засуха, которая продлилась три года. Эта суровая кара должна была заставить задуматься израильский народ об их отступничестве и забвении веры отцов. По истечении трех лет пророк Илия снова явился к царю и предложил устроить состязание с языческими жрецами для того, чтобы показать, чья вера является истинной. Для этого Илия сделал жертвенник для служения Единому Богу, а жрецы на своем жертвеннике должны были принести жертву Ваалу. Пророк Илия сказал, что по молитве к истинному Богу с неба сойдет огонь и попалит принесенную жертву. Жрецы провели весь день в молении перед жертвенником, но все их усилия свести огонь были тщетны. После того, как пророк Илия принес свою жертву, он полил жертвенник и дрова водой, после чего с молитвой попросил Бога о совершении чуда, чтобы народ уверовал. После этой молитвы огонь сошел с неба, что заставило народ поверить словам Илии и вернуться к истинному богопочитанию.

В книгах Царств также рассказывается о многих чудесах, совершенных по молитвам пророка Илии. Одним из таких чудесных случаев была помощь пророка вдове из Сарепты Сидонской, которая приняла его в своем доме и не пожалела для Илии последнего масла и муки, за что и получила вознаграждение: с тех пор мука и масло у нее никогда не кончались. Кроме того, пророк совершил чудо воскрешения, вернув жизнь сыну вдовы. Конец жизни пророка Илии также сопровождался чудом: в четвертой книге Царств повествуется о том, как его ученик и пророк Елисей стал свидетелем вознесения Илии на небо. По рассказу ветхозаветной книги, пророк Илия был вознесен в огненной колеснице, оставив Елисею свою верхнюю одежду, как бы передавая тем самым ему символически свой пророческий дар.

В книгах Нового Завета неоднократно встречается упоминание о пророке Илии. В Евангелии от Иоанна приводится вопрос, адресованный старейшинами к Иоанну Крестителю о том, не является ли он пророком Илией, поскольку израильский народ ожидал его прихода. После Господь Иисус Христос подтвердил Своим ученикам, что Илия должен прийти прежде Мессии, и уже пришел. Тогда апостолы поняли, что в этом пророчестве речь шла об Иоанне Крестителе, который должен был придти перед Спасителем «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17). Во время Преображения Господа было также явление Илии и Моисея, которые беседовали с Ним, свидетелями чего стали ближайшие ученики Иисуса Христа.

На Руси пророк Илия пользовался особенным почитанием, потому существовало множество вариантов иконописного изображения этого великого святого. Часто на иконах писали события из жизни пророка: чудо у Сарептской вдовы и воскрешение отрока. Также начиная с XVI века встречаются иконы, на которых пророк изображен в пустыне, где пищу ему приносит ворон. Служение и аскетическая жизнь пророка Илии явилась как бы прообразом иноческого подвига, поэтому он часто изображался вместе с другими преподобными и святыми иноками. Однако самой известной иконографией является сюжет с вознесением пророка Илии на небо в колеснице.
В храме образ святого пророка Илии располагается на иконостасе, в так называемом «пророческом ряду», где находятся изображения других ветхозаветных пророков.

Тропарь, глас 4:

Во плоти Ангел,/ пророков основание,/ вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный,/ свыше пославый Елисееви благодать/ недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати,// темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/ Илие великоимените,/ вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,// моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание:

Величаем тя,/ святый славный пророче Божий Илие,/ и чтим, еже на Небеса/ на колеснице огненней,// преславное восхождение твое.

Молитва:

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение. Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.