?>
Учреждение монастыря. Первая в городе каменная церковь
Первое известное упоминание о Клине как городе относится к 1317 году. Возник он и развивался в глубокой излучине реки, на пересечении дорог Москва – Тверь и Волоколамск – Дмитров. Городище было совсем небольшим – 70 на 45 саженей (140 на 90 м). Деревянно-земляная крепость (ширина земляного вала достигала 12 м) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Размещение посадов напоминало крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой – снаружи. Снаружи при крепостных воротах располагался и городской торг, соединенный мостом с небольшим Торжком в зареченском посаде.Деревянный храм, а впоследствии Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение – «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие стороны приятный вид простирается». Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.
Время возникновения обители с достоверностью неизвестно. Догадки об учреждении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу любителей краеведения, не находят подтверждения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверского княжества. Небольшой Успенский монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Старица с уездами. В 1799 году Тверская епархия была приведена в соответствие с границами Тверской губернии.
Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст».
Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.
Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они оосновываются на том, что в царском «Синодике опальных» упоминается имя только оной жертвы в Клину – некоего каменщика Ионы.
Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор с построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.
8 января 1572 года в Клин из муромской ссылки прибыл шведский посол епископ Павел Юстен. Здесь же в это время находился и царь Иван Грозный, намеревавшийся идти войной на шведского короля Юхана III. Остен писал, что Иван Грозный вместе со своей свитой жил вне пределов города северном берегу реки. Однако аудиенция царя с послом прошла непосредственно в городе. Можно предполагать, что Иван Грозный останавливался именно в Успенском монастыре.
Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.
В архиве Московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте (возможно в Круговской волости), у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме г. Клина. Этим младенцем был будущий император Петр I.
Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники прибыли в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Господня. Архидиакон Павел писал: «Древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии... занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин».
Документ 1685 года сообщает, что «подле города Клина на посаде монастырь Успения Пресвятой Богородицы». В документе 1709 года говорится о двух храмах на территории монастыря: «За валом клинский Успенский монастырь мужской. В том монастыре церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Другая преподобного Сергия Чудотворца, обе каменные со всякой церковной утварью, что есть в них. В том монастыре братия: иеромонах Нифонт, иеромонах Иосиф».
Документ 1715 года упоминает священнослужителей монастыря: «игумен Иоасаф Потапов 49 лет, иеромонах Иларион 45 лет, иеродиакон Иринарх 35 лет».
В документах за 1624, 1646, 1678 и 1710 годы сообщается, что монастырь владел деревней Прасолово (в современной транскрипции – Праслово), находящейся к северу от обители за р. Сестрой.
Упразднение монастыря
К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 – за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.
Вот как описано состояние монастыря в тот период:
В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался.
Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны».
При соборной церкви указана двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом.
Территория обители занимала площадь 153 х 64 м2 и была обнесена деревянным забором, периметр которого составлял 435 м. Непосредственно к монастырю примыкал скотный двор, строения которого были ветхими и гнилыми, никакого скота на момент составления «Описи» не имелось. Рядом с монастырем у реки был разведен огород на площади порядка 400 кв. саженей, на котором высаживали капусту только для монастыря, а не на продажу. «При оном монастыре, как в городе, так и за городом, дворов и садов никаких не имеется», не было замечено и никакого начатого строительства. Подворий, школ и богаделен за монастырем не состояло.
Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского.
В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и деревянная часовня в д. Белавино. Приход церкви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево.
С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.
Причет
В конце XIX века в церкви служил священник Николай Александрович Поспелов, сын псаломщика. В 1874 году он окончил Московскую духовную семинарию, в 1875 году определен в псаломщики к Благовещенской церкви в Пыжах. В 1877 году рукоположен во священника и определен в Успенскую церковь. С 1877 по 1891 год состоял законоучителем Клинского мужского приходского училища и нижних чинов 28-го резервного батальона. Свое служение по собеседованию с нижними чинами клинского войскового управления проводил с 1889 по 1899 год. Также с 1894 по 1898 год был секретарем Совета клинского отделения епархиальных училищ. С 1891 года состоял законоучителем клинского женского двухклассного училища. Вел в клинском Троицком соборе собеседования с народом.
Диаконом в тот период был Константин Ефимович Никольский, сын псаломщика. С 1872 по 1879 год работал учителем. В 1879 году был произведен во диакона к Успенской церкви г. Клина. С 1885 по 1900 год состоял законоучителем Новощаповского земского училища. Награжден серебряной медалью «За усердие».
Вместе со священником и диаконом в церкви служили псаломщики Сергей Сергеевич Успенский и Константин Степанович Троицкий.
19 октября 1917 года в храм был назначен священник Сергий Щедров, ранее служивший в тюремной церкви. С 1922 по 1924 год в церкви служил священномученик Алексий Никонов. 26 сентября 1924 года священники Алексий Никонов и Алексий Воробьев были арестованы по обвинению в том, что они без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью Православия. 27 февраля 1925 года о. Алексий Никонов был приговорен к высылке в Нарымский край на два года. В 1936 году он был снова арестован и приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Священник Алексий Никонов скончался 29 октября 1938 года в Севжелдорлаге. Причислен к лику святых.
В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891–1938), потомок знаменитой художественной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.
Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет после ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест служения – Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдающимися людьми – о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близким другом и однокурсником О.Э. Мандельштама (который сделал его прототипом героя рассказа «Египетская марка»), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни совершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.
После закрытия храма, оставшись в Клину без места священника, по протекции знакомых он устроился переводчиком в Москве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной работой – например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников.
Благословляю я суровую разлуку,
Молитвой молодой меня наполнил ад,
И радостью я называю муку,
И дни, как свечи, яркие горят...
Н. А. Бруни
В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные называли его «отец Николай». В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательностью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульптурный памятник поэту.
4 апреля 1938 года о. Николай был расстрелян. Как позднее рассказывал уцелевший свидетель казни, перед смертью священник призвал всех приговоренных встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.
Закрытие и возрождение храма
В советское время храм постигла общая участь – 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!
В послевоенное время после посещения Бельгийской принцессой музея П.И. Чайковского ею было совершенно пожертвование в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведена в 1962–1967 годах под руководством известного архитектора Н. Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.
В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела «голос».
11 ноября 1998 года отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный мастерами Тверской школы церковных ремесел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащаницы – Спасителя и Божией Матери – были созданы руками прихожан. Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери «Феодоровская», вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни храма – частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона Верхотерского.
В мае 2011 года между храмом и звонницей был торжественно установлен памятный крест. На мраморной доске у его подножия выбиты имена клириков Успенской церкви, служивших в ней в XVIII–XX веках.
Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения.